Искусство – фронту

0 3

Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.
«Окна ТАСС», 1942.

В период войны в Казахстане организовывались фронтовые концертные бригады, которые выезжали на фронт, на передовые позиции, показывали сцены из спектаклей, прославляющих мужественных воинов, их подвиги; выступали певцы, танцоры, домбристы. В их состав были включены певицы Роза Багланова, Куляш Байсеитова, танцовщица Шара Жиенкулова, актеры Хадиша Букеева, Елубай Умурзаков и многие другие.
За годы войны Казахстан послал на фронт тринадцать концерт­ных бригад, которые выступали на всех фронтах – в полевых условиях, в госпиталях и землянках, и везде они встре­чали воинов-казахов, которые рады были встретить земляков, услышать песни на родном языке, а позже писали любимым артистам письма. Одна из красноармейских газет писала 22 июля 1942 года: «В блиндажах пехотинцев, на батареях артилле­ристов, на аэродроме у летчиков, на лесных полянах и в зеленых шалашах прозвучали в эти дни песни солнечного Казахстана».
С 1941 по 1944 годы работники искусств Казахстана дали около 20 тысяч концертов для фронта, госпиталей, призывных пунктов и тыловых частей Красной армии. Десять бригад артистов побывали на фронте и дали 870 концертов для бойцов. В то же время только в 1943 году в Алма-Ату и область приезжало 9 делегаций фронтовиков, которых радушно встречали казахстанцы.
Ездили по фронтам и актерские бригады. Например, Республиканский русский драматический театр (ныне Национальный академический русский театр драмы имени М.Ю.Лермонтова в Алматы) активно занимался шефской работой, регулярно выступая в воинских частях, госпиталях и призывных пунктах. Всего за 4 года артистами театра был дан 1441 концерт. В 1945 году коллективу театра было вручено переходящее Красное Знамя за обслуживание бойцов Советской Армии. Выступали они и по Казахстану, выезжая на заводы, поля, в аулы и города, вдохновляя тружеников тыла.
Работники искусства ездили с концертами и по республике, вдохновляя тружеников городов и сел на скорую победу, но настоящий героизм они проявляли, выступая в боевых условиях.
Казахстанцы также брали культурное шефство над воинскими соединениями. С 10 декабря 1942 года по 18 февраля 1945 года по линии ЦК партии и Совнаркома на Дальневосточный фронт для агитационно-концертной работы среди бойцов и моряков 4-й армии и Тихоокеанского флота была направлена бригада из 13 человек. За это время был дан 81 концерт, прочитано 102 доклада, в том числе 20 на казахском языке. После докладов премировали бойцов из Казахстана политической и художественной литературой на казахском языке.
Делегация Казахстана, побывавшая в марте 1943 года в Ленинграде, выступила на 15 митингах с участием моряков и бойцов Ленинградского фронта.

Голос Куляш слушали на фронте

«Врагам у нас пощады нет,
И в песне пуля говорит».
Жамбыл Жабаев, народный акын.

Народная артистка СССР Куляш Байсеитова писала: «Столетний Джамбул и шестнадцатилетний Умуртжан рядом воевали с врагом, стало быть, весь Казахстан участвовал в Великой Отечественной войне.
Да, весь Казахстан воевал, кто на фронте, кто в тылу. И мы, работники искусства, воевали».
В своих воспоминаниях о фронтовых концертах певица писала, как однажды встретила на одном из фронтов защитника Сталинграда, шестнадцатилетнего солдата Умуртжана Бирмахамбетова, внука батыра Амангельды Иманова. Также упоминала факт, как ленинградцы с воодушевлением восприняли стихотворение почти столетнего Жамбыла Жабаева – «Ленинградцы – дети мои», услышав их по радио, и читая на плакатах, расклеенных по городу. Они назвали акына «почетным солдатом Ленинграда».
К.Байсеитова была свидетелем суровой действительности войны, когда она с концертными бригадами ездила на Северо-Западный фронт в начале 1942 года и воочию видела на передовой мужество людей всех национальностей. Осенью эти впечатления помогли ей воплотить образ героини-казашки, фронтовой медсестры Сайры в опере Евгения Брусиловского «Гвардия, алға!» («Гвардия, вперед!»).
В статье красноармейской газеты от 12 июля 1942 года писали: «Мы услышали певцов казахского народа, его славную певунью Куляш Байсеитову, народную артист­ку, депутата Верховного Совета Казахс­­та­на. Куляш Байсеитова блеснула мастерским исполнением произведения Шопена. Она пела «Желание» великого польского композитора по-казахски».
Знаменитая оперная певица, вспоминала, как однажды ей написал письмо со словами благодарности от имени воинов Герой Советского Союза Малик Габдуллин и привел интересный случай на фронте: «На досуге бойцы завели полученный в подарок от трудящихся Казахстана патефон. Поставили пластинку – арию из «Кыз-Жибек». Вдруг налетели немецкие стервятники: пришлось замаскироваться, но патефон не останавливали: близкая нашему сердцу ария ободряла…».
К.Байсеитова написала воспоминания «Прими, родной, привет от своего народа!» о поездках на фронт, в которых показывает чувства радости и благодарности воинов деятелям искусства, посланникам родного народа. Она пишет: «Войска, которые приходилось обслуживать нашим артистам, по своему составу не были чисто казахскими; тем не менее, мы всюду встречали земляков-казахов.
Особенно памятен нам день, – рассказывал мне руководитель одной из бригад, – когда мы в армии генерал-лейтенанта Романенко встретили только на одном семинаре агитаторов тридцать четыре казаха-офицера. Трудно передать радость от этой встречи. Для фронтовиков мы были словно родные братья и сестры. Они обнимали нас, целовали, не знали, где посадить. В тот вечер как-то по-особому звучали со сцены слова одной из наших актрис: «Что может быть дороже джигиту, чем его родная земля, горы, леса и озера? Все это ты защищаешь, джигит. Тебя с победой ждет твой народ и готовит тебе богатый той. Прими, родной привет от своего народа!»
Любимые казахские песни вызывали у слушателей слезы искреннего волнения. …Это были, конечно, не слезы слабости, душевного расстройства; они выражали беспредельную любовь воинов-казахов к своему народу, к своей родной земле, к родным горам, лесам, лазурным озерам и бескрайним степям, о которых напоминали им народные песни».

 

Роза пела у стен поверженного рейхстага

Всенародная любимица Роза Тажибаевна Багланова– народная артистка СССР (1967), народная артистка Казахской ССР (1955), народная артистка Кыргызстана (1996), удостоенная высокого звания «Халық Қаhарманы» (1996).
Роза Багланова – первая эстрадная певица (сопрано) республики, первая казахская певица, получившая всенародное признание в СССР. Исполнительница казахских народных песен и известных композиторов Казахстана, популярных песен братских республик Союза и народов мира (на языках оригинала), песен военных лет. Она – самоучка, не имела профессионального музыкального образования, но в песеннем искусстве достигла высочайших высот, обладая звонким голосом, неповторимым тембром, красивой внешностью с большими выразительными глазами, четкой дикцией, что немаловажно для певицы.
Участие в Великой Отечественной войне – это отдельная особая страница в трудовой творческой биографии певицы. С первых дней войны девятнадцатилетняя юная Роза выезжала на фронт в составе женского ансамбля песни и пляски фронтовых бригад (в то время она числилась певицей Узбекской филармонии), только за первые три месяца ансамбль дал свыше 70-ти концертов. Своими песнями поднимала дух советских бойцов, популярными в ее исполнении были песни «Катюша», «Ах, Самара – городок», «Синий платочек», «Тальяночка» («На солнечной поляночке») и другие, которые пользовались особым успехом у фронтовиков, и они отмечали это в своих письмах певице. Она побывала с концертами на всех фронтах, в том числе выступала и в казахстанской панфиловской дивизии под Москвой. Приходилось петь не только фронтовикам, но и тяжелораненным в госпиталях, дежурить и ухаживать за ни­ми, вместе с санитарами вытаскивать с поля боя раненых, иногда командиры сами просили певицу спеть бойцам перед их отправкой в опасную разведку.
День Победы встретила в Берлине, у стен поверженного рейхстага, и участвовала в концерте для победителей вместе со знаменитыми Лидией Руслановой и Клавдией Шульженко.
Первую боевую награду медаль «За боевые заслуги» ей вручил 30 апреля 1943 года командующий Первым Украинским фронтом, маршал Иван Степанович Конев, сказав ей: «Ну надо же быть такой красивой!». Очарованный пением восточной красавицы с длинными черными косами, маршал пригласил ее танцевать во время первомайского праздничного обеда.
Вторую боевую медаль она получила весной 1945 года в Варшаве из рук маршала Константина Константиновича Рокоссовского, который с восхищением сказал: «Как вы работали в Польше!» и назвал ее «… настоящей шамаханской царицей», предсказав ей, что в будущем она будет гордостью советского искусства. Роза Багланова – единственная певица в Союзе, которая получила медаль «За боевые заслуги» дважды.
В своих воспоминаниях она рассказывала о встречах со Сталиным. С концертами певица объездила полмира, и в каждой стране для зрителей ждал музыкальный сюрприз – она открывала концерт популярной песней той страны, в которой выступала и исполняла на их родном языке.
Музыковед, знаток казахской песни Борис Ерзакович (1908–1997) писал: «Роза Багланова обладает замечательным по тембру и выразительности голосом, блес­тяще исполняет песни советских компози­торов и народов СССР (главным образом, казахские, русские, татарские) и на языках зарубежных стран, в частности, монгольские, чешские, на языках народов Индии».

Вклад Шары в победу страны

Шара Жиенкулова (Джандарбекова) – пер­вая казахская профессиональная танцовщица народных танцев, первая киноактриса (1938), исполнила главную партию в первом нацио­нальном балете «Калкаман и Мамыр» (1938), создатель национальной школы танца и эстрадно-танцевальных миниатюр, известный педагог и автор книг по казахским танцам, признанная красавица в творческой среде. Народная артистка Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахстана.
Шара уже осенью 1941 года со своим ансамблем выступала с концертом в Центральном парке культуры и отдыха, и весь сбор от концер­та пожертвовала в фонд защиты Родины.
Выезжала и на различные фронты Великой Отечественной войны, в то время она работала солисткой Казахской филармонии (1940–1962). Со своим ансамблем и другими артистами республики была на Северо-Западном фронте, где выступала перед бойцами, командирами и политработниками на открытом воздухе, в блиндажах и в лесу, во фронтовых госпиталях перед ранеными. Артисты были в Калужской и Смоленской областях, в Волоколамске, во 2-м гвардейском корпусе генерала Доватора, на оборонных заводах Кузбасса, Урала, Сибири и Дальнего Востока, в течение трех месяцев давали концерты по указу Комитета обороны.
В статье «На передовой линии фронта» Шара писала: «Я с концертом на передовую линию фронта выезжала дважды. Первый раз ездила в конце 1941 года – в канун XXIV годовщины Красной Армии. Возглавлял бригаду писатель Альжапар Абишев. В Москве мы дали несколько концертов в Наркомате Обороны и для высшего командного состава Красной Армии. Затем выехали на передовую линию Западного фронта. Наши выступления слушали доблестные воины и командиры Красной Армии. Нельзя простыми словами передать чувство радости, гордости и уважения воинов к советским артистам и их ненависть к фашистам. Мы не только пели и танцевали, а видели чудовищное злодеяние гитлеровских захватчиков, видели разрушенные города и села. Например, в освобожденном Красной Армией городе Истре, мы видели развалины – голые стены и торчащие трубы домов. Мы видели женщин и стариков, сброшенных в глубокие колодцы и ямы. Когда солдаты Красной Армии, освободив город, спасали их из колод­цев и ям, то многие из них были еще живы…
Второй раз я на фронт с концертом выехала в 1942 году вместе с народной артисткой СССР Людмилой Руслановой. Наша концертная поездка по 2-му Украинскому фронту продлилась три месяца. В 1943 году я на свои личные трудовые сбережения подарила 2-му Украинскому фронту боевой танк. Этим танком украинские солдаты уничтожили 17 немецких танков. …Он, я знаю, дошел до Чехословакии, и на нем алой краской значилось: «Шара».
В знак благодарности я от Верховного главнокомандующего тов. Сталина И. В. по¬лучила поздравительную телеграмму – «Народной артистке тов. Шара, – говорилось в ней. – Благодарю вас, товарищ Шара, и ваш ансамбль за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Крас­ной Армии. И. Сталин» (фотокопия телеграм­мы хранится в Центральном государственном музее Казахстана).
На этом танке воевал и казах, капитан Байбулов, приславший письмо прославленной танцовщице – патриоту Отчизны: «Апай! Пишет Вам ваш земляк капитан Байбулов. Мне выпала честь воевать на танке, подаренном Вами Красной Армии. На броне я написал на русском и казахском языках Ваше имя…».
Шара Жиенкулова награждена медалью «За боевые заслуги».
Кстати, в период войны она подружилась с великой балериной Галиной Улановой, которая работала в ГАТОБ имени Абая во время эвакуации в Алма-Ате и почти два месяца прожила в ее доме. Их дружба и теплые отношения сохранились до конца жизни.
Искусство служит народу, а в годы войны шагало в рядах солдат и дошло до Берлина, воспев Победу.
Фатима Оразбекова,
педагог-ветеран,
член Союза журналистов РК.