Каратау и Талас в живописи

0 106

«Вдохновленные трудовыми подвигами своих соотечественников, представителей рабочего класса и крестьянства, художники нашей республики неустанно, активно работают, стремясь стать достойными летописцами своей эпохи».

Нагим-Бек Нурмухаммедов,
народный художник Казахстана.
Слава Каратауского фосфоритоносного бассейна была известна на весь Советский Союз, на Всесоюзную комсомольскую ударную стройку приезжала молодежь со всех концов страны – недаром подземный рудник был назван «Молодежным».
В 60–70-е годы прошлого столетия, когда художники посвящали свои полотна созидательному труду, и в моде был даже «индустриальный или промышленный пейзаж», известные в республике художники отразили на своих полотнах горнопромышленный Каратау.
Поэтом казахстанского пейзажа называли первого профессионального художника казахского народа Абильхана Кастеева (1902–1973). Лиричные пейзажи гор и степей, есть и промышленные пейзажи. Народный художник Казахстана объездил с мольбертом всю республику, не обошел вниманием и легендарные Каратауские горы, отдававшие свои подземные богатства народу.
К каратауской тематике относятся две картины: «Каратауская обогатительная» и «Долина Таласа».
Побывал он и в Каратау, слава фосфоритов которого гремела далеко за пределами Казахстана. И родилось живописное полотно «Каратауская обогатительная» (1967). Картина экспонировалась на Всесоюзной юбилейной художественной выставке 1967 года и была включена в Х выпуск ежегодной серии «Новые произведения советских художников», которая выпускалась издательством «Советский художник» с 1966 года.
Перед нами горнопромышленный пейзаж, глядя на который, с трудом верится, что это живописное полотно, а не фотография с натуры. Такое впечатление, что машина времени вернула нас в шестидесятые годы. Всё здесь дышит жизненной реальностью, особо это ощутимо передает процесс бурения взрывных скважин, вьющаяся в воздухе пыльная струя, идущая с работающего в полную мощность бурового станка, а также пыльные клубы отъехавших груженых машин. Художник передал на картине будни горно-химического производства, с фотографической точностью выписал ландшафт рудодобывающего карьера, рабочих и инженеров, принимающих производственное решение. Кисть большого мастера чувствуется во всем – и в композиции, и в колорите. Это самая красивая и достоверная картина, изображающая трудовые будни Каратау. Она находится в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

Вторая картина А. Кастеева «Долина Таласа» («Таластық ең даласы», 1970). Художник запечатлел пейзаж необъятной Таласской долины, ее мерно протекающую жизнь. Река Талас, с ее изгибами, пологими и высокими берегами, грунтовая узкая дорога, по которой изредка проезжают машины. На переднем плане, на берегу сидит пастух с посохом в руках, рядом верный его спутник – собака. Внизу мирно пасется большое стадо овец, по обеим сторонам реки – табуны лошадей. Слева от пастуха к переправе через реку направляется одинокий всадник на коне.
На другом берегу, только переехав реку, стоят два автобуса образца пятидесятых — шестидесятых годов, из которых вышли люди передохнуть у реки — одни стоят у автобусов, беседуя и наслаждаясь окружающей природой, другие решили искупаться в реке. Издалека видны два-три небольших домика. На горизонте видны полукругом невысокие Каратауские горы и огромное небо, расписанное причудливыми облаками.
Вдали, подняв клубы пыли, мчится машина, продолжая свой путь. Жизнь идет своим чередом в Таласской долине.
В 1970 году народный художник Сахи Романов (1926–2003) написал картину «Каратауская обогатительная фабрика». Создатель замечательных иллюстраций к казахским народным сказкам, художник кино, создал несколько картин, посвященных промышленным стройкам, производству.
Многие его картины с натуры передают мироощущение художника, его восхищение пейзажами, размахом индустриального строительства. Развитие химической промышленности в Каратау тоже привлекло внимание талантливого мастера живописи, и он изобразил с натуры Каратаускую обогатительную фабрику.
Картина, выполненная в сдержанных тонах, запечатлела производственные корпуса фабрики в окружении каменистых гор. Оживляет горнопромышленный пейзаж автобус, выехавший из территории фабрики и идущий на подъем горной дороги.
Картина опубликована в альбоме «Сахи Романов» (издательство «Онер», 1987).
Еще один интересный горнопромышленный пейзаж, точно схваченный с натуры, с мельчайшими деталями представлен на картине художника Валентина Дмитриева «Каратау. Рудник “Молодежный”» (бумага, 1975 г.). Акварель художника элегантна, в картине своеобразная гармония в композиции. Она выполнена в основном в коричневых тонах, где оживляющими «пятнами» являются зеленые насаждения. Центральное место занимает основной гигантский корпус рудника на фоне невысоких каменистых гор. Небольшие одно-двухэтажные здания на переднем плане картины кажутся игрушечными по сравнению с главным корпусом.
Это типичный промышленный пейзаж. Все перечисленные картины созданы художниками-профессионалами и изданы в альбомах.
Художник Валентин Ткаченко (р. 1927) создал триптих «В степях Таласа», посвященный истории строительства и развития Каратау–Жамбылского фосфоритоносного бассейна. Первой частью является картина «Геологи» (холст, масло, 1976). Мастер нежных и поэтических пейзажей, художник рисует трудовые будни будущего мощного химического производства на фоне безмолвной природы таласской земли, куда пришли геологи открыть подземные богатства, таящиеся веками в недрах степей и гор. На картине – степной пейзаж, обрамленный вдали невысокими горами. Бездорожье, оживляют степь низкорослые кустарники и мирно пасущиеся лошади и верблюды. Такой предстала таласская земля геологам, которые пришли оживить ее своими открытиями.
Вторая картина художника – «Рудовозы» («Кен тасушылар», холст, масло, 1976). Степь, горы и трасса, с проложенными вдоль нее электрическими столбами, по которой движется цепь самосвалов, груженных рудой, добытой в Каратауском горно-обогатительном комбинате. Асфальто-бетонная трасса Тараз (б. Джамбул) – Каратау была проложена и сдана в эксплуатацию 28 мая 1967 года.
На картинах В.Ткаченко все оттенки сине-коричневых цветов для обозначения гор и предгорий, а также желто-оранжевых – для обрисовки степного пейзажа.
Две картины посвятил пейза­жам таласской земли талант­ливый художник-пейзажист шести­де­сятых-семидесятых годов XX века, народный художник Казахстана Жанатай Шарденов (1927–1992). Он тонко чувствует красоту природы и мастерски пере­дает увиденное. Побывал он и в Жамбылской области, где под его кистью появились картины «В Таласской степи» (1970) и «Таласский край».
Среди произведений живописи на индустриально-промышленные темы, созданные профессиональными художниками, рассмотренные картины выделяются сюжетной канвой и названиями, в которых присутствует созвучное нашему слуху слова «Каратау» и «Талас».
Фатима Оразбекова,
педагог-ветеран, член Союза журналистов,
Арман Шауханов,
кандидат педагогических наук, доцент университета М.Х.Дулати.